Кабинеты специалистов

Создание доступной среды как условие социализации детей с ОВЗ

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для эффективного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо соблюдать специальные условия, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева) и др.).

Под понятием среду понимается окружающая обстановка природного, социально-бытового, культурно-эстетического характера. По определению В.Н. Куницина в широком смысле безбарьерная и (или) доступная среда – это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.

Доступная развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Безопасной
  • Открытой
  • Развивающей, содержательно-насыщенной
  • Мобильной
  • Здоровьесберегающей
  • Вариативной
  • Эстетически-привлекательной

Коррекционная работа начинается с создания оптимальной среды для пребывания ребенка со сложной структурой дефекта в ДОУ. Вход в здание оснащен пандусом, детская коляска легко проходит в дверной проем. Раздевальная группы находится на первом этаже. Рядом находится колясочная и сан.узел, оборудованный специально для детей с ОВЗ. Группа «Росточек» расположена на третьем этаже. Рядом также находится оборудованный сан.узел.

                   

    

Развивающая среда в группе построена с учетом особенностей детей. Много места отведено для свободных подвижных игр (на ковровом покрытии), игрушки и материалы находятся в свободном доступе детей. В группе есть зона уединения (сухой бассейн), зона познавательного развития (стеллаж с набором дидактических пособий и игр, с которыми ребенок знакомиться с помощью взрослого), зона художественно-эстетического развития (уголок рисования).  

     

Важно побудить ребенка к движению, к познанию мира.  Необходимо, чтобы игрушки были яркие и привлекательные, находились в поле его зрения, но не все в свободном доступе. Некоторые из них можно переложить на полку чуть выше, чтобы мотивировать ребенка принять вертикальное положение или попросить помощи взрослого указательным жестом. В группе используются специальные приспособления: ходунки, вертикализатор, кресло с креплениями, сухой бассейн.

      

Кабинет учителя-логопеда (2 и 3 корпусы)

Кабинет педагога-психолога (2 и 3 корпусы)